ArabicBelarusianChinese (Simplified)EnglishRussianSpanish
Версия для слабовидящих

С юбилеем! Секрет Дмитрия Колбасина

Во вторник, 6 августа, исполнилось 80 лет кандидату юридических наук, профессору, Заслуженному работнику образования Республики Беларусь полковнику милиции в отставке Дмитрию Ануфриевичу Колбасину, который до сих пор трудится профессором кафедры гражданского и трудового права Академии МВД.

Будущий офицер появился на свет в деревне Словечно Ельского района Гомельской области. Пусть в это время фашисты уже были изгнаны с белорусской земли, но все же война жестоко повлияла на судьбу новорожденного – его отец Ануфрий Васильевич пропал без вести, так ни разу и не увидев сына. О его судьбе до сих пор ничего не известно. Вдова Мария Григорьевна осталась одна с пятерыми сыновьями, но сделала все, чтобы дети получили образование.

Дмитрий Ануфриевич поступил в Воркутинский горный техникум. Во время срочной службы в Вооруженных Силах в качестве поощрения заслужил разрешение поступать по направлению армейского руководства на юридический факультет БГУ. Парню удалось стать студентом, несмотря на огромнейший конкурс.

Свободный диплом, полученный Д. Колбасиным через пять лет, позволял выбрать работу в любом регионе республики. И он стал юрисконсультом-арбитром Госкомитета Совета Министров БССР по печати - больше года разрешал споры, возникавшие между полиграфическими предприятиями и издательствами.

В 1972 году Дмитрий Ануфриевич перешел в издательство «Беларусь». Именно в этот период жизни будущего известного ученого вышла в свет его первая книга – «Прием, перевод и увольнение рабочих и служащих». После окончания с отличием Минской высшей партийной школы, где Д. Колбасин получил высшее партийно-политическое образование с журналистским уклоном, он стал заведующим редакцией справочной литературы издательства «Полымя».

Тем временем руководство Минской высшей школы МВД СССР формировало штат только созданного научно-исследовательского и редакционно-издательского отдела. Искали специалиста, имеющего одновременно юридическое и журналистское образования. Найти такого даже по всей Беларуси оказалось непросто.

На собеседовании начальник вуза генерал-майор милиции Михаил Зырин смог убедить Д. Колбасина в перспективности перевода в ведомственное учебное заведение, считавшееся тогда одним из лучших в СССР. Назначение состоялось в феврале 1980 года. Сначала Д. Колбасин стал корректором, потом старшим научным сотрудником. Со временем он также стал офицером.

Дмитрий Ануфриевич пришел в МВШ МВД СССР уже аспирантом, поэтому не только редактировал труды коллег, но и сам занимался наукой. Старшим преподавателем кафедры гражданско-трудовых дисциплин (ныне – гражданского и трудового права) он стал, имея уже написанную кандидатскую диссертацию «Содержание трудового договора на современном этапе развития социалистических трудовых отношений». Защищаться готовился в Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург), так как нужного Совета по защите по данной научной специальности в Минске не было. Однако в связи с закрытием совета по защите пришлось срочно переводиться в Москву, где предъявлялись совсем другие требования к диссертации, из-за чего ее пришлось почти полностью переделать. Однако успешная защита состоялась в 1986 году.

Ученый целенаправленно готовился к углубленному изучению трудового права. Однако на кафедре по этому вопросу было свое мнение. Первую же лекцию ему предложили прочитать по… гражданскому праву. Руководитель лишь развел руками: мол, жизнь такова, что, порой, меняет профилизацию. Будущий профессор шел в аудиторию с дрожью, но с задачей справился. Проверяющие положительно оценили его работу. С тех пор сфера его научных интересов стала пролегать не только в сфере трудового, но и гражданского права.

1980-е не были для милицейских учреждений образования спокойными, так как сотрудников и слушателей постоянно задействовали на охране общественного порядка на различных мероприятиях. В две такие командировки довелось выехать и Дмитрию Колбасину. Первая была в Чернобыльскую зону…

В сводный отряд Минской высшей школы МВД СССР, сформированный в составе двух батальонов, вошли более 600 человек. На Дмитрия Ануфриевича пусть и без официального приказа, но фактически возложили обязанности начальника штаба.

Офицер несколько раз в сутки посещал места дислокации отряда и несения службы. Окружающая картина была гнетущей: пустые селения, полное отсутствие освещения, по ночам лай собак и вой волков, мародеры ни на минуту не давали расслабиться. Кроме того, были недостатки в организации быта, а не имелось полной информации о полученных дозах облучения. Однако никто не жаловался. Никто даже не думал отказаться от несения службы и потребовать откомандирования домой.

- Каждый, кто прошел ту командировку, заслуживает самой высокой похвалы, - говорит Дмитрий Ануфриевич. - Меня до сих пор удивляет и радует коллективизм и чувство долга тех, кто сделал все от них зависящее для минимизации последствий катастрофы.

Через несколько лет личный состав школы выехал в Ереван. В то время армяне противостояли азербайджанцам. Белорусы охраняли общественный порядок как в городе, так и в прилегающих к нему районах. Находились в регионе до наступления перемирия. 

- Нас расселили в здании школы, - вспоминает Дмитрий Ануфриевич. – Однажды по радиосвязи получили лаконичный приказ: «К нам движется колонна. Принимайте меры!» И все. Больше никаких подробностей и инструкций.

Вскоре в поле видимости действительно появилась вереница авто. Впереди шел КрАЗ, которым управлял азербайджанец. У ворот он заглушил мотор транспортного средства, поставив его в таком месте, чтобы с одной стороны створки нельзя было закрыть, а с другой – сохранялся проход для пеших бойцов. Нельзя было допустить проникновения чужаков в место дислокации белорусских милиционеров!

Колбасин приказал завести мотор и отъехать. Однако водитель проигнорировал. Дмитрий Ануфриевич повторил приказ, положив при этом руку на кобуру. Стрелять он не собирался. Более того, даже при всем желании не мог взять на прицел непрошенного гостя, так как табельное оружие предпочитал хранить в сейфе, а не носить с собой. Однако этот жест возымел действие. Водитель понял, что с ним шутить никто не будет, поэтому быстро сдал назад. Столкновения получилось избежать.

Когда не стало Советского Союза, белорусские педагоги стали сами себя обеспечивать учебной литературой. Дмитрий Колбасин также написал несколько книг, которые помогали курсантам и студентам постигать трудовое право. А однажды прямо на занятиях ребята попросили написать учебное пособие и по гражданскому праву, так как им совсем не по чем было учиться.

- Скрывать не буду, ученики поставили передо мной сложнейшую задачу, - признается Дмитрий Ануфриевич. – Ведь старым материалом пользоваться уже было нельзя, а новый-то взять неоткуда. Тем не менее, стал работать. Помощь пришла, откуда не ждал. У меня появилась возможность ознакомиться с проектом Гражданского кодекса, который тогда еще только создавали в Палате представителей. В итоге смог подготовить первые в стране учебные пособия по общей и особенной частям гражданского права.

Из-под пера профессора ежегодно выходят различные тезисы и материалы конференций, учебные и учебно-методические пособия и многое другое. Всего его авторству принадлежит более 150 научных работ.

В феврале будущего года исполнится 45 лет, как Дмитрий Ануфриевич трудится в Академии МВД. Он до сих пор входит в аудиторию, чтобы передать свои богатые знания курсантам.

- Скрывать не буду, когда начал осваивать профессию, не все давалось легко, - признается ветеран. – Постепенно вник во все нюансы. Мне до сих пор интересно то, чем занимаюсь. Мне нравится передавать другим знания, радует, когда сталкиваюсь с заинтересованными учениками. Всегда хочу им помочь вырасти в профессионалов. Наверное, это и дает мне силы до сих пор входить в аудиторию.


Ольга КУЛИКОВА.
Фото Юлии ЯНОВИЧ и из личного архива Д. А. КОЛБАСИНА.

Новости