Профессора кафедры уголовно-исполнительного права уголовно-исполнительного факультета Академии МВД Валерия Ананича считают одним из ведущих криминологов страны.
Благодаря его усилиям в Беларуси была создана так необходимая правоохранителям юридическая научная школа.
В канун полувекового юбилея служебной деятельности полковник милиции в отставке рассказал о некоторых фактах из своей насыщенной биографии. Кстати, они во многом послужили базой для исследований в правовой и криминологической сферах.
- Валерий Антонович, что повлияло на выбор профессии, сочетающей службу в милиции, науку и преподавание?
- Несколько факторов. В нашем роду были как педагоги, так и военные. Меня привлекала возможность служить государству, нравилось постигать новое.
Более четкое осмысление дальнейшего пути произошло во время срочной. У некоторых сослуживцев отцы трудились криминалистами и следователями. В свободное время с ребятами обсуждали собственные перспективы. И если в первый год службы мне из дома присылали спортивные вещи, то во второй половине уже просил учебники, чтобы заниматься самообразованием. В этот же период впервые приобщился к педагогической работе: готовил методички и проводил занятия по строевой, тактической, технической и специальной подготовке. Как следует из одной характеристики, данной командирами, «В. А. Ананич являлся лучшим методистом подразделения...»
Активно участвовал и в общественной жизни. Свою первую статью «Дисциплина кует победу» опубликовал в окружной газете. По итогам службы мое имя было занесено в Книгу почета.
После окончания курсов офицеров запаса получил звание младшего лейтенанта. Предлагали остаться в армии, но не сложилось.
- И где решили раскрывать талант? Ведь с такими армейскими показателями, наверное, была возможность поступить в вуз без экзаменов?
- На семейном совете постановили, что сначала надо поработать. Трудился на Минском автомобильном заводе, где получил направление на учебу в Минскую специальную среднюю школу милиции имени М. В. Фрунзе МВД СССР. Окончил ее с отличием.
В 1973 году стал участковым инспектором в Октябрьском РОВД Минска. Позже отучился в Минской высшей школе МВД СССР - также с высшими баллами.
- Как-то вам довелось участвовать в задержании опасного убийцы. Этот опыт впоследствии пригодился?
- Душегуб лишил жизни троих подельников. А выйти на его след помог один из моих поднадзорных. Он сообщил, дескать, знает о местонахождении некоего уголовника, который ищет патроны к пистолету. По фото разыскиваемых преступников мужчина опознал убийцу. Впятером его задержали.
Еще один эпизод. На моем участке проживали пять неоднократно судимых братьев и сестер. Все пошли по стопам родителей, которые к тому времени умерли. Я решил помочь одному из молодых людей, недавно вернувшемуся из мест лишения свободы, оформить паспорт и прописку. Выдал ему бланк, попросив заполнить и принести. Парень долго не появлялся, а когда случайно встретил его недели через две, бумага так и не была готова. Оказалось, человек попросту не умел писать. С ранних лет он бродяжничал вместе со взрослыми. Те просили подаяние, выдавая себя за слепых, потерявших зрение на войне, а дети выступали их поводырями. Школу никто из ребят не посещал.
Именно подобные факты становятся материалом для научных работ. Я всегда анализирую эпизоды своей служебной деятельности, а результатами исследований делюсь с коллегами и учениками.
- В 1978 году вы, тогда старший лейтенант милиции, возглавили отделение профилактической службы в родном Октябрьском РОВД. Ответственность высокая. Зато появились возможности для накопления перспективного материала...
- Как раз в тот период стал больше времени уделять анализу криминогенной ситуации, изучению личности преступника. Например, ранее в этом качестве рассматривались преимущественно маргинальные элементы. Бесспорно, на человеке отражаются социальные условия проживания, микросреда на уровне семьи, личности родителей, психологические особенности и так далее. Но со временем картина меняется, и в структуру криминалитета входят уже не только пьяницы и дебоширы, а вполне состоявшиеся люди из благополучных семей. Этому явлению в своих работах стараюсь давать объяснение.
Ведь если смотреть глубже, то на этих людей воздействуют факторы, имеющиеся и в маргинальной среде: отсутствие духовных ценностей, нездоровый индивидуализм, эгоизм, развращенность. Универсальную программу по определению «кто есть кто», конечно, создать не удастся, но собрать базу знаний для специалистов - вполне.
- Пригодились ли эти наработки при охране общественного порядка во время 0лимпиады-80?
- В ходе предварительных футбольных матчей первенства на столичном стадионе «Динамо» мне поручили обеспечивать безопасность на одном из самых массовых участков арены. В подчинении оказались 33 человека. Занимались досмотром, пропускным режимом, контролем.
Кстати, тогда не обошлось без попытки прорыва кордона зрителями. Толпа в 300 - 400 человек, оттеснив двоих милиционеров и раздвинув барьеры, попыталась пройти к арене. Но мы с тремя сотрудниками ее остановили, используя несложный психологический прием. Очень громко, причем без мегафона, я разъяснил людям противоправность их действий, предупредил об уголовной ответственности и сообщил, что ведется видеосъемка, а находящиеся в первой шеренге будут держать ответ как организаторы. Толпа остановилась, и мы сумели обратить ее назад.
А на Всемирном фестивале молодежи и студентов в 1985-м в Москве в качестве командира взвода пришлось обеспечивать правопорядок на Фонтанной площади рядом с парком Горького. Здесь пригодился минский опыт - применил метод расстановки дежурных сотрудников в шахматном порядке. Наши кордоны смять не удалось, хотя у соседей без эксцессов не обошлось.
Массу организационных вопросов - от исправности транспорта до обеспечения охраны радиационного периметра - пришлось решать в командировке в чернобыльскую зону. Побывал там в качестве начальника штаба самого крупного подразделения сводного отряда Минской высшей школы МВД СССР. Аналогичным образом действовал, будучи командиром батальона сводного отряда МВШ и в Ереване - находились там в июле-августе 1988 года для урегулирования межнационального конфликта.
- Над чем работаете сегодня?
- В Академии МВД существует научное кластерное объединение специалистов. Недавно увидели свет два исследования: «Проблемы предупреждения отдельных видов преступности» и «Проблемы борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков». В этих изданиях выступил научным редактором, организатором и автором соответствующих разделов.
Как и в фундаментальной работе по изучению личности преступника - материал готов примерно на 80 процентов. В подготовке задействовано более 50 сотрудников.
В новом труде раскрываются типажи людей, совершающих различные виды злодеяний - от несовершеннолетних наркопотребителей до коррупционеров и террористов. Разделяем их по полу, возрасту, виду преступной деятельности и так далее. Почти все исследователи - молодые ребята, и наша работа строится на современном и актуальном материале.
Рассчитываем, что издание объемом около 1000 страниц может выйти в свет уже в следующем году.
Беседовал Дмитрий Синенко "На страже".
Фото Вячеслава Цуранова, ГИОС Академии МВД и из личного архива Валерия Ананича